Соединительные гласные, интерфиксы

В школьной программе среди частей слова выделяют соединительные гласные, в классах углублённого изучения русского языка и в университетах выделяют интерфиксы. Рассмотрим подробнее оба понятия.

Соединительные гласные

Морфемы могут соединяться особыми гласными, которые называют соединительными. Самые распространенные — -о- и -е-. Они считаются незначимыми частями слова, то есть не имеют значения и выполняют только связующую роль. Соединительные гласные стоят на стыке корней сложных слов: вод-о-лей, звер-о-лов, птиц-е-фабрика, мыш-е-ловка.

Как выделяют соединительные гласные -о- и -е- при разборе слова по составу? Какой статус они имеют? Вопрос неоднозначен. Разные ученые имеют разное мнение, но все склоняются к одному: эти соединительные гласные не примыкают ни к одному корню. В школьной практике их принято выделять подчеркиванием, скобкой сверху, обведением в кружочек или каким-либо другим значком, который практикуется именно в вашей школе, но это только для понимания изученного материала. Соединительные гласные включаются в основу, так как при изменении ее эта буква сохраняется.

В лингвистике такие гласные еще принято называть интерфиксами. Елена Андреевна Земская и в своих трудах более подробно описала данные случаи, выделив другие интерфиксы. Многие лингвисты поддержали ее в этом вопросе, когда как в школьной программе эти части слов относят к той или иной морфеме.

Интерфиксы

Интерфикс — это производный суффикс, образованный от переразложения. Интерфикс от латинского inter — «между» и fixus — «прикрепленный». Вопрос интерфиксов очень сложный и спорный. Не все лингвисты поддерживают его. Понятие интерфикса до сих пор не является общепризнанным. Его необходимость некоторыми учеными, Н.М. Шанским, Л.Г. Свердловым, ставится под сомнение. Они к интерфиксам относят только соединительные гласные -о-, -е-. Другие ученые, как В.В. Лопатин и И.С. Улуханов, признавая интерфиксы, значительно сужают их круг. Допустим, В.В. Лопаткин к интерфиксам относит все соединительные элементы сложных слов. Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, П.А. Лекант к интерфиксам относят соединительные гласные -о-, -е- (пароход, коневод), -и-, -ух-, -ёх- (пятидневка, двухгодичный, трёхклассный).

В практике вуза обычно признаются следующие интерфиксы:

Но есть другое мнение. Земская Е.А. относит -о- и -е- к соединительным гласным, а не к интерфиксам. Она говорит о том, что интерфикс не имеет самостоятельного значения и служит прокладкой между корнем и суффиксом в тех случаях, когда соединение затруднено или невозможно по морфологическим причинам. Проще говоря, интерфикс — склеиватель морфем. Е.А. Земская рассматривает интерфиксы в простых словах: ялтинец, американец, вчерашний, кофейник, дороговизна, певучий, матери, сыновья, писать, гореть. Благодаря интерфиксу удается избежать труднопроизносимых сочетаний фонем на морфемном шве.

Отличие от других частей слов

Нельзя смешивать с соединительными гласными окончания слов, вошедших в первую часть сложного слова: пятилетний, горицвет, сорокарублевый (в школе могут выделяться как окончания, а в ВУЗе могут рассматриваются как интерфиксы и выделяться как суффикс).

В случаях, когда первая часть сложного слова является наречием, выделяем суффикс: остродефицитный, легкораненый (сращение).

В случаях, когда первая часть сложного слова является мото-, вело-, микро-, био-, гео- и др., -о- входит в корень: мотогонки, велопробег, микробиолог.

Интерфиксы в сложных словах с числительным в школе можно выделить как окончания, в ВУЗе обычно выделяют как суффикс. Интерфиксы, которые рассматривает Е.А. Земская, в основном относят к суффиксу: ялтинец, американец, вчерашний, дороговизна и пр.